Новости
История Белгорода
Белгородский алфавит - знаменитые люди и места Белгорода
|
Белгород » История Белгорода » История Белгородской черты » Стороительство укреплений на Муравской дорогеСтороительство укреплений на Муравской дорогеКак же обстояло дело с укреплениями на третьей степной дороге — Муравской? Выпады, сделанные в 1637 г. И. Бутурлиным против плана Ф. Сухотина на Кальмиусской дороге, имели далеко идущие последствия. В Разрядном приказе, видимо, вообще потеряли доверие к отчету экспедиции Ф. Сухотина и Е. Юрьева. Белгородский воевода А. Тургенев получил задание еще раз проверить на местности расчеты Ф. Сухотина и высказать мнение о целесообразности сооружения вала между р. Ворсклой и Белгородом. А. Тургенев подтвердил выводы экспедиции 1636 г. и рекомендовал в первую очередь построить город у Карпова сторожевья. Но время было упущено, наступила зима. В 1638 г. для сооружения укреплений поперек Муравской дороги не нашлось достаточно сил и средств. Русское правительство опасалось крупного вторжения татар и решило укрепить старую засечную черту у Оки. Много людей требовали и продолжавшиеся работы у Яблонова, Усерда. Летом 1639 г. уже известные нам дьяки Разрядного приказа И. Гавренев и Г. Ларионов прибегли к традиционному опросу знатоков местности, находившихся по каким-либо причинам в Москве. Жители Путивля и Рыльска — «одиннадцать человек порознь» посоветовали строить город не у Карпова сторожевья, а на Хотмыжском городище, где татары переходят через р. Ворсклу, пробираясь с Муравского на Бакаев шлях. Для дополнительной проверки этого предложения 29 июля 1639 г. из Разряда были посланы письма одинакового содержания воеводам Белгорода, Путивля, Рыльска и Курска. В них дьяки Разрядного приказа задавали воеводам от имени царя вопрос о том, где лучше построить новый город — на Хотмыжском городище или на Карповом сторожевье. Первым откликнулся путивльский воевода Г. Пушкин, который предложил на Хотмыжском городище построить жилой город, на Вольном кургане — стоялый острог, на Карповом сторожевье — не строить ничего. Григория Пушкина легко понять. Для Путивля и Путивльского уезда, конечно, лучшим заслоном могли стать укрепления на р. Ворскле, а не в степи между Ворсклой и Белгородом. Как раз в это время в Москву пришли известия о переправе небольших татарских отрядов через р. Ворсклу; один отряд переправился у Вольного кургана, другой — поблизости от Хотмыжского городища. Это решило дело. В сентябре 1639 г. был составлен проект указа о строительстве крепостей на Хотмыжском городище и Вольном кургане. В преамбуле его сообщалось, что через эти места татары в 1639 г. проходили к Рыльску. Так вопреки плану Ф. Сухотина было допущено изменение последовательности в строительстве городов, что являлось, на наш взгляд, довольно серьезной ошибкой, впоследствии стоившей жизни тысячам русских людей. Руководители Разрядного приказа, дезориентированные кляузами И. Бутурлина, местными интересами путивльских жителей и передвижением небольших татарских отрядов, послали строителей укреплений у Муравской дороги не на главное, а на второстепенное направление. В результате новые города встали в стороне от Муравской дороги, на ее боковых ответвлениях, а важный в стратегическом отношении степной промежуток между р. Ворсклой и г. Белгородом остался открытым для татар. Весной 1640 г. для строительства двух новых городов на р. Ворскле собрано было 1070 человек. Это были дети боярские, казаки и стрельцы из Путивля, Рыльска, Севска, Курска и Белгорода, а также несколько сотен московских стрельцов. Руководили строительством новых городов воеводы В. Толстой и Г. Бокин. На Хотмыжское городище ратные люди пришли 11 мая 1640 г. Строительство города началось 17 мая и завершилось 28 июня, город был построен быстро — за 43 дня. По форме стен крепость являлась стоячим острогом с обламами, высота дубовых стен составляла 2 сажени с четвертью. Строительство г. Вольного проходило с 24 мая по 12 июля 1640 г.. И здесь крепость представляла собой стоячий острог. В обоих городах сооружены были тайники. Отряды татар несколько раз подходили к р. Ворскле и строящимся городам. Увидев их, татары обошли р. Ворсклу с востока. Новые города не могли закрыть путь татарам по Муравской дороге. На правом берегу р. Ворсклы тем же летом выстроены были, кроме двух городов, стоялые остроги: на Пробойной горе, Углицкий и на Раковых горах. Острожки контролировали перелазы через р. Ворсклу, с них открывался вид далеко на юг, в степь. В следующем году у самой русско-польской границы построен был на Ворскле еще один стоялый острог — Лосицкий, существовавший, однако, всего лишь несколько лет. Заселение новых городов на Ворскле прошло сравнительно быстро и легко; население отлично понимало, что Хотмыжск и Вольный стоят в стороне от основных татарских путей, а плодородных земель и различных угодий там много. В Хотмыжск устремились многие «неверстанные дети боярские» — сыновья и родственники детей боярских из соседних городов: Путивля, Рыльска, Белгорода, Курска. Воевода В. И. Толстой «прибрал» их на службу и верстал поместным и денежным окладом. К марту 1641 г. в Хотмыжске была набрано детей боярских — 254, казаков — 350, стрельцов — 125, пушкарей — 23, кузнец—1; всего 753 человека.
История Белгорода » История Белгородской черты : |
Вход на сайт Регистрация Все развлечения Белгорода Наш опрос Лучшие новости Архив новостей |