Новости История Белгорода Белгородский алфавит - знаменитые люди и места Белгорода
Белгород » История Белгорода » История Белгородской черты » Стороительство укреплений на Муравской дороге

Стороительство укреплений на Муравской дороге

Как же обстояло дело с укреплениями на третьей степной дороге — Муравской?
Выпады, сделанные в 1637 г. И. Бутурлиным против пла­на Ф. Сухотина на Кальмиусской дороге, имели далеко иду­щие последствия. В Разрядном приказе, видимо, вообще по­теряли доверие к отчету экспедиции Ф. Сухотина и Е. Юрье­ва. Белгородский воевода А. Тургенев получил задание еще раз проверить на местности расчеты Ф. Сухотина и выска­зать мнение о целесообразности сооружения вала между р. Ворсклой и Белгородом. А. Тургенев подтвердил выводы экспедиции 1636 г. и рекомендовал в первую очередь постро­ить город у Карпова сторожевья. Но время было упущено, наступила зима. В 1638 г. для сооружения укреплений попе­рек Муравской дороги не нашлось достаточно сил и средств. Русское правительство опасалось крупного вторжения татар и решило укрепить старую засечную черту у Оки. Много людей требовали и продолжавшиеся работы у Яблонова, Усерда.
Летом 1639 г. уже известные нам дьяки Разрядного при­каза И. Гавренев и Г. Ларионов прибегли к традиционному опросу знатоков местности, находившихся по каким-либо при­чинам в Москве. Жители Путивля и Рыльска — «одинна­дцать человек порознь» посоветовали строить город не у Карпова сторожевья, а на Хотмыжском городище, где татары переходят через р. Ворсклу, пробираясь с Муравского на Ба­каев шлях. Для дополнительной проверки этого предложе­ния 29 июля 1639 г. из Разряда были посланы письма одина­кового содержания воеводам Белгорода, Путивля, Рыльска и Курска. В них дьяки Разрядного приказа задавали воево­дам от имени царя вопрос о том, где лучше построить новый город — на Хотмыжском городище или на Карповом сторожевье. Первым откликнулся путивльский воевода Г. Пуш­кин, который предложил на Хотмыжском городище построить жилой город, на Вольном кургане — стоялый острог, на Кар­повом сторожевье — не строить ничего. Григория Пушкина легко понять. Для Путивля и Путивльского уезда, конечно, лучшим заслоном могли стать укрепления на р. Ворскле, а не в степи между Ворсклой и Белгородом.
Как раз в это время в Москву пришли известия о пере­праве небольших татарских отрядов через р. Ворсклу; один отряд переправился у Вольного кургана, другой — поблизо­сти от Хотмыжского городища. Это решило дело. В сентяб­ре 1639 г. был составлен проект указа о строительстве кре­постей на Хотмыжском городище и Вольном кургане. В пре­амбуле его сообщалось, что через эти места татары в 1639 г. проходили к Рыльску.
Так вопреки плану Ф. Сухотина было допущено измене­ние последовательности в строительстве городов, что явля­лось, на наш взгляд, довольно серьезной ошибкой, впослед­ствии стоившей жизни тысячам русских людей. Руководители Разрядного приказа, дезориентированные кляузами И. Бу­турлина, местными интересами путивльских жителей и пе­редвижением небольших татарских отрядов, послали строи­телей укреплений у Муравской дороги не на главное, а на второстепенное направление. В результате новые города вста­ли в стороне от Муравской дороги, на ее боковых ответвле­ниях, а важный в стратегическом отношении степной проме­жуток между р. Ворсклой и г. Белгородом остался открытым для татар.
Весной 1640 г. для строительства двух новых городов на р. Ворскле собрано было 1070 человек. Это были дети бояр­ские, казаки и стрельцы из Путивля, Рыльска, Севска, Кур­ска и Белгорода, а также несколько сотен московских стрель­цов. Руководили строительством новых городов воеводы В. Толстой и Г. Бокин.
На Хотмыжское городище ратные люди пришли 11 мая 1640 г. Строительство города началось 17 мая и завершилось 28 июня, город был построен быстро — за 43 дня. По форме стен крепость являлась стоячим острогом с обламами, высота дубовых стен составляла 2 сажени с четвертью. Строитель­ство г. Вольного проходило с 24 мая по 12 июля 1640 г.. И здесь крепость представляла собой стоячий острог. В обоих городах сооружены были тайники.
Отряды татар несколько раз подходили к р. Ворскле и строящимся городам. Увидев их, татары обошли р. Ворсклу с востока. Новые города не могли закрыть путь татарам по Муравской дороге.
На правом берегу р. Ворсклы тем же летом выстроены бы­ли, кроме двух городов, стоялые остроги: на Пробойной горе, Углицкий и на Раковых горах. Острожки контролировали пе­релазы через р. Ворсклу, с них открывался вид далеко на юг, в степь. В следующем году у самой русско-польской границы построен был на Ворскле еще один стоялый острог — Лосицкий, существовавший, однако, всего лишь несколько лет.
Заселение новых городов на Ворскле прошло сравнитель­но быстро и легко; население отлично понимало, что Хотмыжск и Вольный стоят в стороне от основных татарских пу­тей, а плодородных земель и различных угодий там много. В Хотмыжск устремились многие «неверстанные дети бояр­ские» — сыновья и родственники детей боярских из соседних городов: Путивля, Рыльска, Белгорода, Курска. Воевода В. И. Толстой «прибрал» их на службу и верстал поместным и денежным окладом. К марту 1641 г. в Хотмыжске была набрано детей боярских — 254, казаков — 350, стрельцов — 125, пушкарей — 23, кузнец—1; всего 753 человека.
cup Другие новости из категории
История Белгорода » История Белгородской черты :
cup Вход на сайт    cup Регистрация Все развлечения Белгорода cup Наш опрос cup Лучшие новости cup Архив новостей

Rambler's Top100 Информационно-аналитическая служба Белгорода - beelgorod.ru
Перепечатка и использование материалов сайта
возможна с указанием ссылки на beelgorod.ru