Новости
История Белгорода
Белгородский алфавит - знаменитые люди и места Белгорода
|
Белгород » История Белгорода » История Белгородской черты » Перекрытие земляным валом Муравской дорогиПерекрытие земляным валом Муравской дороги15 июня 1646 г. был принят указ о строительстве земляного вала, рва и других укреплений «меж Белгорода и Карпова сторожевья». Руководство работами возлагалось на главного воеводу Н. И. Одоевского. «Земляное дело» предлагалось ему «расписать на всех служилых людей», находившихся в полках дворянской конницы. Среди непосредственных строителей вала были крепостные крестьяне и холопы, выполнявшие работу за своих господ-помещиков, работали также бывшие крестьяне дворцовой Комарицкой волости, переведенные перед этим в драгуны. В строительстве укреплений участвовали и служилые люди «полевых» городов. Так, 336 белгородцев — детей боярских полковой службы сделали 267 саженей вала, одну башню и приказную избу в Болховце, курские служилые люди—1306 человек строили г. Карпов и карповские укрепления. Строительство земляного вала считалось «государевой службой» ратных людей, находившихся в полках дворянской конницы. Уже осенью 1646 г. основные работы были завершены — насыпан земляной вал длиной в 14 верст 579 саженей (версты имелись в виду тысячесаженные), на валу устроены «земляные городки», при впадении колодезя Болховца в речку Везеницу сооружен «земляной город» Болховой (Болховец). За валом был вырыт ров. На востоке земляной вал подходил к Северскому Донцу у устья речки Везеницы, на западе — к р. Ворскле, напротив Карпова сторожевья. Вал тянулся примерно на 30 км. Он был пока еще не «ослонен», то есть не укреплен дубовыми бревнами. Осенью 1646 г. заново перестроен был и Карпов, ставший с этого времени жилым городом». Служилые люди, записанные на 1646 г. в «передовой полк», пришли в Карповский стоялый острог 18 июля 1646 г. под руководством воеводы В. П. Шереметева. Дерезянный острожек, построенный на Карповом сторожевье в 1644 г., оказался «худ, мал и низок». 15 августа 1646 г. началось строительство нового деревянного города; завершилось оно той же осенью. В новые города на Муравской дороге—Карпов и Болховец насильно переселяли («сводили») стрельцов, казаков, пушкарей из многих городов (Мценска, Орла, Курска, Ряж-ска, Михайлова, Тулы, Каширы, Черни, Новосиля, Кром, Ельца, Ливен, Оскола, Лебедяни и др.). «На вечное житье» в Карпов были переселены комарицкие драгуны. За стенами деревянных крепостей возникли стрелецкие, казацкие, драгунские, пушкарские слободы, сохранившиеся до сих пор в виде сел с такими же названиями. Земельные наделы приборных служилых людей здесь были меньше обычных: в Болховце казаки и драгуны получили по 10 четвертей земли в поле, стрельцы, пушкари и воротники — по 7 четвертей. Освоенных прежде земель у Болховца не было, служилые люди распахивали здесь ковыльную степь. Земляной вал между Ворсклой и Северским Донцом перерезал Муравскую степную дорогу. Путь татарам напрямик был закрыт, но оставалась опасность обхода укреплений, поворота татарских отрядов в сторону. Такую картину мы уже наблюдали на Ногайской дороге после строительства Козловского вала, где татары стали поворачивать налево и обрушиваться на Воронежский и Лебедянский уезды. В августе 1646 г. белгородцы («сын боярский Никита Филатов с товарищи») сообщили воеводе Н. И. Одоевскому о том, что татары могут обойти новые укрепления с востока, воспользовавшись перелазами на Северском Донце ниже г. Белгорода. После разведки и описания берегов Северского Донца воевода Н. И. Одоевский распорядился строить небольшие земляные валы и другие укрепления на левом берегу Северского Донца у татарских перелазов. С 29 октября по 10 декабря 1646 г. был насыпан вал за р. Разумной; делали его комарицкие драгуны (500 чел.), ливенские полковые казаки (100 чел.) и рыльские стрельцы (50 чел.). Ниже, у Масловой слободки, путивльские и рыльские дети боярские поставили надолбы. Весной 1647 г. работы по укреплению левого берега Сев. Донца продолжались под руководством белгородского воеводы Т. Бутурлина. Именно в это время (1647 г.) определились географические контуры укрепленной линии между городами Белгородом и Корочей в виде выпуклой к югу дуги. Территория к юго-востоку от Белгорода между Северским Донцом и р. Корочей до р. Нежеголи, как мы знаем, была уже заселена в начале XVII в. Осенью 1646 г. Н. И. Одоевский предполагал укрепить берега Сев. Донца вплоть до Салтовского городища. Но весной 1647 г. Т. Бутурлин, отражая в данном случае, видимо, интересы белгородских помещиков — детей боярских, обосновал необходимость поворота укрепленной линии от Сев. Донца на восток по р Нежеголи. Разрядный приказ санкционировал поворот укрепленной линии у р. Нежеголи; воевода Т. Бутурлин получил из Москвы похвалу за то, что уже начал строить Нежегольский стоялый острог («и ты то учинил добро»). Укрепления по р. Нежеголи намечено было продлить на восток до Нежегольского леса. Они прошли по краю заселенной части Белгородского уезда, строили их белгородские служилые люди и дворцовые крестьяне посопной волости. Т. Бутурлин попытался в 1647 г. ускорить строительство укреплений у рек Сев. Донца и Нежеголи. Белгородцам детям боярским полковой службы, только что построившим Нежегольский стоялый острог и установившим там сменный караул, он дал новое, почти непосильное задание. Каждый белгородец должен был сделать 7 саженей земляного вала у колодезя Ольшанца на левом берегу Сев. Донца и 3 сажени вала у Нежегольского острога (то есть всего насыпать около 200 кубометров земли), а также привезти по 10 дубовых бревен на надолбы. Белгородцы дети боярские в коллективной челобитной писали в Москву, что такая работа им совершенно не под силу, тем более что крестьян и бобылей у них нет, «а которые, государь, крестьянишка и бобылишка были, и те, государь, разбрелись все по твоим, государевым, по новым, розным городам». Разрядный приказ вынужден был отменить распоряжение воеводы. Т. Бутурлин получил указание доделывать земляные валы «меж дел и не в пашенную пору». Как мы видели, перекрытие земляным валом Муравской дороги в 1646 г. было в полном смысле слова общерусским делом. В строительстве вала принимали участие жители почти всех областей России, военные операции в Приазовье обеспечили безопасность работ. Большой размах приняли и работы у Кальмиусской дороги, развернувшиеся в следующем, 1647 г.
История Белгорода » История Белгородской черты : |
Вход на сайт Регистрация Все развлечения Белгорода Наш опрос Лучшие новости Архив новостей |