Новости
История Белгорода
Белгородский алфавит - знаменитые люди и места Белгорода
|
Белгород » История Белгорода » История Белгородской черты » Первый период строительства Белгородской черты (1635—1645 гг.)Первый период строительства Белгородской черты (1635—1645 гг.)В соответствии с предложенной выше периодизацией мы начинаем рассмотрение истории сооружения Белгородской черты с 1635 г., со строительства г Козлова. Участок Ногайской степной дороги восточнее верховьев р. Воронежа до строительства Белгородской черты был местом постоянных передвижений отрядов крымских и ногайских татар. Не удивительно поэтому, что когда после окончания Смоленской войны встал вопрос о строительстве городов, на юге, конкретным районом, намеченным для строительства нового города, оказались верховья р. Воронежа Решение о строительстве нового города было принято без тщательной разведки местности; в Разрядном приказе ограничились опросом знатоков южной окраины, который был проведен 18 августа 1635 г. Помимо беседы с москвичами-Г. Киреевским, М. Спешневым и воронежцем И. Носом, о которой мы уже упоминали, в Разрядном приказе опросили жителей г. Сапожка — казака С Стрелкова и пушкаря С. Лукьянова, а также лебедянца сына боярского В. Кепанова, оказавшихся в данный момент в Москве. 22 августа дьяки Разрядного приказа составили проект указа о строительстве нового города. Руководителями строительства назначались воеводы И В Биркин и М. И. Спешнев. Любопытно, что в проекте указа говорилось о строительстве города именно «на Урляповом городище», в самом же указе от 5 сентября появились еще три слова: «или где пригоже». Такое изменение формулировки предоставляло больше прав руководителям строительства и ускоряло дело. Указ предписывал построить город «нынешней осенью вскоре». На строительство нового города решено было направить 660 детей боярских, казаков и стрельцов из 10 городов: Переяславля-Рязанского, Михайлова, Пронска, Ряжска, Данкова, Сапожка, Шацка, Лебедяни, Ельца, Воронежа. Наибольшая норма—170 человек дана была Воронежу. Воеводы этих городов должны были выделить «людей добрых, которые сами в службе, а детей в их место, и племянников, и захребетников, и наймитов не имать». Каждому человеку полагалось иметь лошадь с телегой, пищаль, рогатину, топор, продовольствие на 6 недель. Служилые люди во время строительства Козлова специального денежного жалованья и даже «поденного корма» не получали; это «городовое дело» рассматривалось как их обычная служба. Через 6 недель намечена была смена строителей таким же количеством служилых людей из тех же городов. Постройка Козлова являлась, таким образом, длительной и тяжелой дополнительной повинностью для мелких служилых людей. В 1635 г. ближайшими городами к Урляпову городищу были Ряжск и Лебедянь, отстоявшие от него примерно на 90 км. У верховьев р. Воронежа степь полосой в 30—40 км глубоко вклинивалась с юга на север. Здесь, у Ногайской дороги, не было еще русских поселений, но западнее и восточнее под защитой лесов уже существовали села и деревни. В 15—20 км к западу от Урляпова городища находилось большое поместье князя Д. М. Пожарского — с. Горетово, деревни Ярок, Казинка (на левой стороне р. Воронежа) и Гарбеево (на правой стороне). К поместью Д. М. Пожарского примыкали с севера земли дер. Раниной, принадлежавшие детям боярским. Эти населенные пункты относились к Ряжскому уезду. За ними начинался Лебедянский уезд, ближайшие села которого — Кривец и Борисовка (вотчина Ново- спасского монастыря) — отстояли от Урляпова городища на 30 км. Наконец, восточнее намеченного нового города по среднему течению р. Цны находилась дворцовая Верхоценская волость Шацкого уезда. Писцовая книга 1623 г. отмечает на берегах Цны русские и мордовские поселения, из которых некоторые располагались на широте нового города и даже южнее его (сельцо Тотаново, деревни Горелая, Тамбова) . 7 октября 1635 г. строители нового города пришли в низовья р. Лесного Воронежа. Выяснилось, что эти места являются откупным ухожьем, который арендуют крепостные-крестьяне князя Д. М. Пожарского из с. Горетова: «Семейка Козлов с товарыщи». Выбирая место для города, И. Биркин отдал предпочтение не Урляпову городищу, а урочищу, на котором располагалось временное жилище крестьянина» С. Козлова и его товарищей. «Козлове урочище» находилось на правом берегу р. Лесного Воронежа, выше Урляпова городища. Новый город на Козловом урочище был заложен-11 октября 1635 г.. Естественно, без какого-либо официального постановления город получил имя первого поселенца, русского крестьянина Семена Козлова. Документы о возникновении Козлова помогли нам попутно выяснить и происхождение названия города, которое сохранялось затем в течение 297 лет. Для строительства Козлова, кроме ратных людей, было послано 10 специалистов-плотников и 3 кузнеца. Им выдавали поденный корм. Но такого количества плотников оказалось мало, и по просьбе И. Биркина в Козлов были посланы еще плотники из окрестных городов, среди которых документы называют воронежцев Лариона Курапова, Бориса-Долгова и Афанасия Гробовникова. Стены города возводились в виде стоячего острога с обламами. До наступления холодов строительство стен было завершено, оставалось сделать тайник и верхние части башен. 19 ноября из Воронежа в Козлов была послана «вторая перемена» строителей—170 человек, отдельные строительные работы продолжались и зимой. С декабря 1635 г., когда И. Биркин провел разведку местности восточнее Козлова, по начало марта 1636 г. между И. Биркиным и Разрядным приказом велась оживленная переписка о строительстве укреплений в степи между р. Польным Воронежем и р. Челновой. И. Биркин, сравнивая два возможных варианта укреплений — деревянную стену и земляной вал, отдавал предпочтение последнему. Деревянная стена, построенная на таком большом расстоянии, могла, по его мнению, легко пострадать от пожара. За второй вариант высказывались и находившиеся в Козлове участники Смоленской войны, видевшие земляные валы под Смоленском и в Можайске. Руководитель Разрядного приказа думный дьяк И. Гавренев и дьяк Г. Ларионов обратились за консультацией к «иноземцу Яну Корнилу» (голландскому инженеру Яну Корнелию), который также посоветовал строить земляной вал. Мнение специалистов оказалось единодушным, и вопрос о строительстве земляного вала был решен. Такой большой по протяженности земляной вал возводился в России впервые. Длина его оказалась равной 28 км. Постановление о строительстве коздовского земляного вала было принято Боярской думой 3 марта 1636 г. Строить вал решено было силами мелких служилых людей уже названных нами 10 городов, но число строителей по сравнению с осенью 1635 г. значительно увеличивалось. Правительство шло на большие расходы. В отличие от строительства Козлова, где служилые люди работали бесплатно, на этот раз «деловцам за работу» устанавливалось жалованье — по полтора рубля человеку в месяц. Воеводам И. Биркину и М. Спешневу рекомендовалось нанять для земляных работ также и «охочих людей». В указе о строительстве земляного вала говорилось и о привлечении к работе крепостных крестьян, но только для установки надолб рядом с валом и на короткий срок. Использовать крестьян на земляных работах категорически запрещалось. Не желая затрагивать интересы помещиков — владельцев крестьян, царское правительство перекладывало всю тяжесть работы на мелких служилых людей. Из переписки И. Биркина с воеводами соседних городов видно, что крестьяне участия в работе почти не принимали. Техническим руководителем строительства Козловского земляного вала стал русский мастер, «горододелец» Иван Андреев. Высота вала составляла косую сажень (около 2,5 м). На валу были сооружены четыре земляных городка и несколько десятков башен, рядом с валом «с татарской стороны» шел ров, за ним стояли надолбы. Как видно из отчета, составленного в Разрядном приказе, на постройке вала работало 950 человек. Работы на валу начались 20 апреля и закончились 16 октября 1636 г. Вал был насыпан менее чем за 6 месяцев. Труд служилых людей оплачивался дешево. Каждая верста Козловского вала (тысячесаженная) обошлась казне в 500 рублей. Одновременно с Козловскими укреплениями были построены восточнее их новые города Тамбов, Нижний Ломов со своими укреплениями, которые перекрыли восточные ответвления Ногайской дороги. Позже выяснилось, что высота Козловского вала недостаточна; его надстраивали и реконструировали затем в 40-х годах и в 1652 г. Но и тот вал, что был сделан в 1636 г., оказался для татар серьезным препятствием. А. А. Новосельский выяснил, что в 1636 г. крымские татары собирались осуществить большое вторжение в Россию по Ногайской дороге, но, узнав о строительстве новых городов и сосредоточении около них многих русских ратных людей, изменили свой план. Все же строителям козловского вала пришлось выдержать несколько столкновений с татарами. Один такой бой произошел 3 августа, когда татарский отряд численностью в 200 — 400 человек пытался пробиться сквозь вал западнее р. Челновой. Ратные люди — строители вала отбили татар. В результате строительства укреплений поперек Ногайской дороги и быстрого заселения нового Козловского уезда постоянные прежде прорывы татар в сторону ряжских и рязанских мест прекратились. Сооружение Козловского вала было большим успехом Русского государства в борьбе с татарами. Кроме земляного вала в Козловском уезде, в отдельных местах были построены укрепления у р. Польного Воронежа. На концах земляного вала в 1636 г. выросли два городка с деревянными стенами — Вельский и Челновой. В строительстве этих укреплений приняло участие и новое население Козловского уезда. Одни укрепления, какими бы они ни были прочными, не могли задержать татар. Чтобы Козловский вал стал настоящим и постоянным препятствием для татарской конницы, требовалось разместить на нем воинов, поселить поблизости служилых людей. В указе от 5 сентября 1635 г. о строительстве Козлова И. Биркину и М. Спешневу поручалось набрать 300 конных казаков и 200 пеших стрельцов для службы в новом городе «изо всяких из вольных и из охочих людей» и наделить их землей по примеру данковских казаков и стрельцов (казачьим пятидесятникам — по 40 четвертей, десятникам — по 30, рядовым казакам — по 20, стрелецким пятидесятникам — по 10, десятникам — по 9, рядовым стрельцам — по 8 четвертей земли в поле. Но решение о строительстве вала и стратегическая важность козловских укреплений побудили правительство значительно увеличить набор служилых людей. Воеводы И. Биркин и М. Спешнев получили полномочия верстать поместным окладом новых детей боярских.
История Белгорода » История Белгородской черты : |
Вход на сайт Регистрация Все развлечения Белгорода Наш опрос Лучшие новости Архив новостей |