Новости
История Белгорода
Белгородский алфавит - знаменитые люди и места Белгорода
|
Белгород » История Белгорода » История Белгородской черты » Хронологические рамки: начало, периодизация, окончание сооружения Белгородской чертыХронологические рамки: начало, периодизация, окончание сооружения Белгородской чертыХарактеристику южной окраины России перед сооружением Белгородской черты мы закончили рассказом о татарских набегах, совершенных в годы Смоленской войны. Неудачный для России исход русско-польской войны 1632—1634 гг. в определенной мере объяснялся татарскими вторжениями, этого не скрывало русское правительство. Старая система защиты страны с юга, состоявшая из сочетания укрепленных городов, сторожевой службы и расположения войск у Оки, не оправдала себя. У опытных в военном деле людей, знающих южную окраину России, не могла не возникнуть мысль о необходимости изменения системы, о строительстве на полевой окраине не отдельных городов, а сплошной укрепленной линии поперек путей татарских вторжений. Такие мысли могли возникать и при сравнении полевой окраины с более северными, лесными районами — Тульским, Рязанским, где с XVI в. существовали засеки, составлявшие единую «черту». В 1634—1635 гг. русское правительство всем ходом событий вынуждалось к усилению обороны юга, но об изменении системы и создании укрепленной линии на полевой окраине пока речи не было. В 1635 г. возник традиционный план строительства нового города на южной окраине — на этот раз у Ногайской дороги. 18 августа 1635 г. в Разрядный приказ были вызваны москвичи Г. Киреевский и М. Спешнее, которые прежде проводили описание земель на юге, и воронежец сын боярский И. Нос. Им были заданы вопросы о том, что представляет собой Урляпово городище на р. Воронеже, на котором хотел строить город еще Борис Годунов, и где лучше расположить новый город, чтобы закрыть татарам пути между верховьями рек Воронежа и Цны. Выяснилось, что «они, Григорей и Михайло и Иван, помнят, что царь Борис для обереганья от воинских людей на Урляпове городище хотел ставить город», это место они знают. Татары подходят сюда обычно по Ногайской дороге и, пройдя между реками Воронежем и Цной, либо поворачивают направо — к Шацку, Сапожку, Печерникам, Рязани, либо налево — к Ряжску и Данкову и далее в сторону Елецкого, Ливенского и Новосильского уездов. В первом случае после набега татары возвращаются обычно гем же путем — мимо верховьев р. Воронежа. Во втором случае они могут вернуться с полоном по Изюмской или Кальмиусской дорогам мимо Ливен. Часто татарские отряды, наоборот, войдя в Россию по Изюмской и Кальмиусской дорогам, возвращаются мимо Урляпова городища по Ногайской дороге. Сообщив о путях татарских набегов, Г. Киреевский, М. Спешнев и И. Нос высказали такое соображение: нужно строить не один город, а линию укреплений через степь — в этом случае будет по-настоящему закрыта дорога татарам. Если же построить только город, то татары по-прежнему будут проникать между реками Воронежем и Цной, разве что шалыми людьми ходить не станут». Сложившаяся традиция строительства отдельных городов не была сразу нарушена, но мнение знатоков местности в Разрядном приказе учли. Указом от 5 сентября 1635 г. воеводам И. Биркину и М. Спешневу предписывалось построить новый город, а также провести разведку местности для последующего создания сплошной укрепленной линии между верховьями Воронежа и Цны. Позже, в марте 1636 г., после разведки и анализа различных возможных вариантов, решено было строить там земляной вал. Строительство козловской укрепленной линии прошло успешно, и в январе 1637 г. Боярская дума приняла решение о сооружении аналогичных укрепленных линий поперек Муравской, Изюмской и Кальмиусской степных дорог по плану Ф. Сухотина. Это было уже продолжение строительства черты. Строительство г. Козлова и Козловского земляного вала следует, по нашему мнению, считать началом создания Белгородской черты. Таким образом, мы принимаем за начальную дату сооружения Белгородской черты 1635 г.. Тот факт, что в Белгородскую черту были включены два «старых» города, возникших еще в XVI в.,— Воронеж и Белгород, не должен влиять на датировку начала строительства черты. Воронеж и Белгород, как и другие, сопутствовавшие им по времени возникновения южные города, построены были не на татарских дорогах, а в стороне от них, под защитой лесов и рек. Эти города не мешали татарам проникать в центральные районы России. Лишь в 1635 г. реально встал вопрос о строительстве укреплений поперек татарских степных дорог на юге страны, и, что особенно интересно, инициативу в этом важном для России деле проявило не правительство, а служилые люди — знатоки географических и социально-экономических особенностей южной лесостепной окраины. Вопроса о периодизации сооружения Белгородской черты историки-исследователи не затрагивали. Д. И. Багалей, приняв по ошибке реконструкцию стен г. Доброго в 1677 г. за строительство нового города и считая датой основания Воронежа—1586 г., сообщал, что «города Белгородской черты возникли... в продолжение 91 г.», или с 1586 по 1677 г.. А. А. Новосельский обычно воздерживался от точной датировки строительства Белгородской черты и, говоря о ней, предпочитал оперировать десятилетиями.
История Белгорода » История Белгородской черты : |
Вход на сайт Регистрация Все развлечения Белгорода Наш опрос Лучшие новости Архив новостей |