Новости
История Белгорода
Белгородский алфавит - знаменитые люди и места Белгорода
|
Белгород » История Белгорода » История Белгородской черты » План строительства укреплений Белгородской чертыПлан строительства укреплений Белгородской чертыЛетом 1636 г. был объявлен в южных городах царский указ с призывом к «вольным, охочим людям» идти в Козлов и Тамбов, причем воеводы могли принимать на службу в новые города, кроме «вольных людей», тех крепостных крестьян, которые раньше были служилыми людьми: детьми боярскими, казаками, стрельцами и оставили службу после 1613 г. Этот указ открывал легальные возможности выхода из крестьянства большой группе бывших мелких служилых людей юга, разоренных польско-литовскими интервентами 1613—1618 гг. или татарами и ушедших в крестьянство «из-за бедности». А. А. Новосельский справедливо отметил неопределенность формулировок указа, который был воспринят крестьянским населением чуть ли не как царское разрешение на выход из крепостной зависимости.
Население Козловского уезда росло быстро. На 11 января 1637 г. в Козлове числилось уже 1056 служилых людей Среди записавшихся на службу было немало бывших крестьян. По количеству населения Козловский уезд быстро вышел на первое место среди уездов Белгородской черты. В 1651 г. в Козлове значилось в разных службах 3423 человека. Мелкими служилыми людьми Козловского уезда были заселены и освоены пустовавшие прежде плодородные земли — тот самый степной клин, который, как меч, врезался до 1636 г. с юга на север между воронежскими и тамбовскими лесами. На территории этого клина - «меча» длиной в 100 км под защитой земляного вала в Турмасовском, Борецком и Челнавском станах Козловского уезда в 1651 г. разместилось уже 27 новых сел, 2 казачьи слободы и 2 деревни. Когда осенью 1636 г. стало ясно, что козловский опыт удался, в Разрядном приказе стали готовиться к строительству укреплений поперек трех западных татарских дорог: Муравской, Изюмской и Кальмиусской. Из Москвы в районы Белгорода и Оскола были посланы дворянин Ф. Сухотин и подьячий Е. Юрьев, которым поручалось вместе с белгородскими и оскольскими служилыми людьми провести тщательную разведку. В наказе Ф. Сухотину и Е. Юрьеву от 7 октября 1636 г. говорилось о постоянных набегах крымских, ногайских, азовских татар и предлагалось выбрать наиболее удобные места для строительства укреплений на трех татарских дорогах, а для этого «мыслить, и с ратными людьми говорить, и смотреть». Ф. Сухотину и Е. Юрьеву даны были имевшиеся в Москве географические карты и даже примерный вариант строительства укреплений, составленный в Разряде в результате опроса жителей Белгорода, Оскола, Курска и Ельца. Требовалось проверить возможность осуществления этого варианта, включавшего «крепости» в четырех местах: 1) при устье р. Усерда, 2) у Яблонового леса, 3) между Ворсклой и Северским Донцом, 4) у верховьев рек Оскола и Тима. Рис. 5. План строительства укреплений, предложенный Ф. Сухотиным и Е. Юрьевым в 1636 г. Стрелками показаны татарские дороги, штриховкой — места планируемых укреплений. Дьяки Разрядного приказа, несомненно, понимали, что предложенный ими вариант не очень удачен. Он, в частности, не включал перекрытие западных ответвлений Кальмиусской дороги между верховьями Тихой Сосны и р. Осколом. Ф. Сухотин и Е. Юрьев должны были также высказать соображения по этому поводу и ответить на конкретный вопрос: «От Верхососенья к Осколу-реке и Белому Колодезю мочно-ли какие крепости учинить?». Экспедиции Ф. Сухотина и Е. Юрьева была придана внушительная охрана. Ее сопровождали 200 служилых людей. Она работала 2 месяца и вернулась в Москву 26 декабря 1636 г. с чертежами, подробным описанием местности и планом строительства новых укреплений. В документах отмечается, что в составлении плана принимали участие жители Белгорода и Оскола: дети боярские, станичники, казаки. План, представленный Ф. Сухотиным и Е. Юрьевым, предусматривал перекрытие основных татарских дорог отдельными, не связанными между собой укрепленными линиями. План не намечал еще возведения единой укрепленной линии — черты, по создавал предпосылки для этого. Ф. Сухотин и Е. Юрьев сочли нецелесообразным возводить укрепления в верховьях р. Тима. Действительно, значительно важнее было перекрыть Муравскую и Изюмскую дороги южнее их соединения и лишить татар маневра в районе верховьев рек Пела, Северского Донца, Корочн и Сейма. Ф. Сухотин и Е. Юрьев отрицательно ответили и на вопрос о возможности строительства укреплений от верховьев Тихой Сосны к р. Осколу, так как там «лесов нет и река Белый Колодезь не крепка», а расстояние велико. Взамен они предложили насыпать земляной вал от Усерда в юго-западном направлении к Валуйскому лесу. Но в таком случае усерд-ские укрепления оказывались значительно южнее яблоновских, и у татар появлялась возможность через перелазы ня р. Осколе выйти с Изюмской дороги в тыл русским укреплениям у р. Тихой Сосны. Поэтому Ф. Сухотин и Е. Юрьен наметили построить острожек у Жестовых гор и укрепления вдоль р. Оскола. Мы назвали некоторые предложения Ф. Сухотина и Е. Юрьева, не совпадавшие с данным им в Разряде вариантом строительства укреплений. В остальном рекомендации экспедиции соответствовали предварительным наметкам Разряда. План Ф. Сухотина и Е. Юрьева предусматривал, таким образом, создание трех хорошо укрепленных участков, включавших новые города, земляные валы: 1) р. Ворскла — р. Северский Донец в районе Белгорода; 2) р. Короча - Яблоновый лес — Холанский лес; 3) Валуйский лес — устье р. Усерда — левый берег р. Тихой Сосны. Планировались также вспомогательные укрепления у р. Оскола (см. карту). 4 января 1637 г. план Ф. Сухотина и Е. Юрьева с приложенным к нему чертежом был представлен царю, который «сей росписи слушал и чертежу смотрел и указал о том сидеть бояром». 7 января Боярская дума утвердила план, однако точные сроки его выполнения установлены не были. В Разрядном приказе составили примерную смету. Стоимость всех работ оценивалась в 111 574 рубля 15 алтын. Кроме этой суммы, требовалось 24 тысячи четвертей хлеба для выдачи ратным людям новых городов. Расходы «на городовое дело и на жалованье ратным людям» должны были частично компенсировать жители посадов, черносошные, дворцовые и монастырские крестьяне всех областей России. Об этом чрезвычайном налоге мы узнаем по сохранившейся царской грамоте в Чердынь от 8 февраля 1637 г. Вступительная часть грамоты подчеркивала общегосударственное значение строительства новых укреплений, в ней говорилось: «Слыша мы от басурман на православных крестьян разоренье и всякое зло полонское расхищенье, указали, на Калмиюской и на Изюмской сакме и на Муравском шляху, от татарские войны, поставить городы и острожки жилые н стоялые и всякие крепости учинить, и жилецких людей в тех новых городех устроить, чтоб тем у татар в Русь приход отнять, а православных бы крестьян от войны и от разоренья и от полону заступить». План Ф. Сухотина и Е. Юрьева являлся хорошо разработанной программой строительства укреплений на юге России. К сожалению, уже вскоре этот план подвергся корректировке, причем, как мы увидим, не очень удачной. Помешать осуществлению плана пытались и крымские татары. В феврале 1638 г. крымский хан Бегадыр-Гирей нагло, с угрозами требовал от России разрушения новых городов. Русское правительство отвергло притязания хана. Большую помощь строителям Белгородской черты оказало занятие летом 1637 г. Азова донскими казаками, оборвавшее на несколько лет татарские вторжения в Россию. План Ф. Сухотина и Е. Юрьева стал осуществляться сразу же после принятия его Боярской думой, с весны 1637 г. В Разрядном приказе решили в первую очередь построить укрепления поперек Изюмской и Кальмиусской дорог. Перекрытие Муравской дороги несколько откладывалось. Как и при строительстве Козловских укреплений, новые города и земляные валы решено было строить силами мелких служилых людей. Новым было лишь привлечение к работе московских стрельцов. Уже в январе 1637 г. состоялось назначение руководителей работ. На Изюмскую сакму послан был стольник А. В Бутурлин, на Кальмиусскую — И. И. Бутурлин, также имевший чин стольника. Оба они в отличие от И. В. Биркина оказались неумелыми руководителями, допускали технические просчеты. И. И. Бутурлин к тому же своей жестокостью, корыстолюбием вызвал справедливую ненависть строителей г. Усерда.
История Белгорода » История Белгородской черты : |
Вход на сайт Регистрация Все развлечения Белгорода Наш опрос Лучшие новости Архив новостей |